Подумайте, обсудите, сделайте. Вопрос №3

Я решила рассмотреть деятельность Петра I.

Пётр I Алексе́евич, прозванный Вели́ким (30 мая [9 июня] 1672 года — 28 января [8 февраля] 1725 года) — последний царь всея Руси (с 1682 года) и первый Император Всероссийский (с 1721 года).
Представитель династии Романовых. Был провозглашён царём в 10-летнем возрасте, стал править самостоятельно с 1689 года.
С юных лет проявляя интерес к наукам и заграничному образу жизни, Пётр первым из русских царей совершил длительное путешествие в страны Западной Европы. По возвращении из него, в 1698 году, Пётр развернул масштабные реформы российского государства и общественного уклада. Одним из главных достижений Петра стало решение поставленной в XVI веке задачи: расширение территорий России в Прибалтийском регионе после победы в Великой Северной войне, что позволило ему принять в 1721 году титул российского императора. 
Пётр I

  • Петр Великий вошел в историю Российского государства как царь-преобразователь. Россия в результате петровских реформ смогла стать полноценной участницей международных отношений и начала проводить активную внешнюю политику. Петр 1 укрепил авторитет Российского государства в мире. Также при нем заложены были основы русской национальной культуры. Созданная им система управления, а также административно-территориального деления государства сохранялась длительное время. Одновременно с этим основным инструментом проведения петровских реформ было насилие. Реформы эти не смогли избавить государство от ранее сложившейся системы социальных отношений, которая воплощена была в крепостничестве, они, напротив, лишь укрепили институты крепостничества, в чем состояло основное противоречие петровских реформ.
 Вот еще несколько достижений Петра 1:
- Детали дресс-кода. Известно, что запрет на ношение бороды был одной из первых попыток уподобить российское общество европейскому. Как и принудительное расставание с «азиатской» одеждой, которую Петр Первый обязал заменить общеевропейской. За неповиновение жестоко наказывали кнутом. Нововведения касались не только внешнего вида, но и вредных привычек горожан. Петр І решил отучить военнослужащих вытирать рот рукавом после каждого приема пищи. Для этого император велел на лицевую сторону рукава солдатского мундира пришивать пуговицу.
Безвизовый режим. Петр Первый не только открыл окно в Европу, но и открыл двери своего государства для иностранцев. Им разрешалось беспрепятственно приезжать в Российскую империю, открывать свой бизнес и заниматься торговлей. Кроме того, чужеземцев привлекали высокими окладами, которые превышали европейские. Но Петр І не только приглашал мастеров из-за границы, но и русских отправлял учиться в другие страны.
Первый в России музейПосле европейского турне во время «Великого посольства» (1697-98) Петр Первый решает создать «кабинет редкостей» - место хранения раритетных вещей. Петру хотелось, чтоб «люди смотрели и учились». В год основания Кунсткамеры, первого российского естественнонаучного музея (1714), Петр распорядился собрать личную коллекцию -книги, оружие, посуду - в своей резиденции. Но когда количество экспонатов превысило площадь «государева Кабинета», все добро перевезли в специально построенное помещение в «Палаты Санкт-Петербургской Академии Наук, Библиотеки и Кунсткамеры». С присущим Петру энтузиазмом, он коллекционировал чучела диковинных животных и анатомические образцы, которыми особо гордился и лично демонстрировал иностранным послам. 
Новая азбукаНововведения Петра Первого коснулись и алфавита, который показался царю сложным и устаревшим. Во время реформы кириллического алфавита была утверждена новая азбука, освобожденная от надстрочных знаков и дублетных букв (буквенные цифры, которые заменили арабскими). Сложный церковно-славянский шрифт был заменен гражданским, на котором впервые для широкой публике стала издаваться первая русская газета «Ведомости». Благодаря этой реформе стало проще и обучаться грамоте, и издавать книги.
Образование народа. В 1714 году Петр Первый издал указ, согласно которому у дворян появлялась еще одна обязанность. Помимо службы, они были обязаны учиться грамоте. Необразованному человеку, не знающему основ арифметики и геометрии, запрещалось жениться. В период с 1701 до 1721 года в российских провинциях открыли так называемые цифирные школы, где дети всех чинов могли учиться бесплатно. Заработали специализированные научные учреждения: школы навигационных наук, артиллерийские, инженерные и медицинские. А за год до смерти, в 1724 году Петр издаст указ об основании Академии наук.

Оценка деятельности и критика

В письме послу Франции в России Людовик XIV так отзывался о Петре:
Этот государь обнаруживает свои стремления заботами о подготовке к военному делу и о дисциплине своих войск, об обучении и просвещении своего народа, о привлечении иностранных офицеров и всякого рода способных людей. Этот образ действий и увеличение могущества, которое является самым большим в Европе, делают его грозным для его соседей и возбуждают очень основательную зависть.
Мориц Саксонский называл Петра величайшим человеком своего столетия.
Восторженную характеристику Петру дал Михаил Ломоносов
С кем сравню Великаго Государя? Я вижу в древности и в новых временах Обладателей, великими названных. И правда, пред другими велики. Однако пред Петром малы. … Комуж я Героя нашего уподоблю? Часто размышлял я, каков Тот, который всесильным мановением управляет небо, землю и море: дхнет дух Его — и потекут воды, прикоснется горам — и воздымятся.
Вольтер писал неоднократно о Петре. К концу 1759 г. выпустил первый том, а в апреле 1763 г. вышел второй том «Истории Российской империи при Петре Великом». Главной ценностью петровских реформ Вольтер определяет прогресс, которого русские добились за 50 лет, другие нации не могут этого достигнуть и за 500. Пётр I, его реформы, их значение стали объектом спора Вольтера и Руссо.
Август Стриндберг так охарактеризовал Петра
Варвар, цивилизовавший свою Россию; он, который строил города, а сам в них жить не хотел; он, который наказывал кнутом свою супругу и предоставил женщине широкую свободу — его жизнь была великой, богатой и полезной в общественном плане, в частном же плане такой, какой получалась.


В исторической науке и в общественном мнении с конца XVIII века по настоящее время присутствуют диаметрально противоположные оценки как личности Петра I, так и его роли в истории РоссиВ официальной российской историографии Петра было принято считать одним из наиболее выдающихся государственных деятелей, определившим направление развития России в XVIII веке. Однако многие историки, в том числе Николай КарамзинВасилий КлючевскийПавел Милюков и другие, высказывали резко критические оценки.

Комментарии

  1. Замечательное повествование о Петре. но позиции из учебника отсутствуют

    ОтветитьУдалить

Отправить комментарий